make it so
решил суммировать своё предположение из одних комментов и заодно проверить его, если найдутся желающие.

предположение состоит в следующем: тем, кто охотно пишет фанфики, Дискавери нравится больше, чем тем, кто их не пишет.

поясню свою логику.
я - не фанфикер. категорически. ну то есть я решил пару месяцев назад попробовать, написал два текста (не по Треку) - и понял бесповоротно, что я не фанфикер. почему? потому, что я не люблю - и не умею! - придумывать то, чего мне не показали. когда я пытаюсь это сделать, получается так, как в первом из написанных мной текстов, где я придумал линии поведения персонажей после последней серии на данный момент последнего сезона, написал примерно треть текста, а потом прочитал интервью со сценаристами, которые дали это интервью, когда думали, что сериал уже закрыт. и они там рассказывали про свои несостоявшиеся на тот момент планы на развитие персонажей и перечисляли ровно эти же самые линии поведения, причем слово в слово. это, конечно, мило, но фанфикшн, как мне кажется, не совсем о том, чтобы сесть и написать просто еще одну серию. и даже не серию, а небольшой ее кусок, потому что события, которых мне не показали, мне не особо хочется придумывать тоже.

и вот для фанфикшна Дискавери, как мне это видится, очень подходит. куча персонажей, которых можно написать примерно с нуля, потому что мы за два сезона почти ничего о них так и не узнали. куча всего за кадром, куча "историй из прошлого" - в общем, огромное количество незаполненных лакун. и, как видится мне, люди, которые пишут фанфикшн, в целом умеют и любят эти самые лакуны заполнять, у многих из них это просто автоматически получается. и вот они по сути смотрят сериал, дополненный их собственным контентом - контентом, причем, кастомизированным. наверняка это очень хороший сериал. то есть я вижу, например, Детмер как мебель с функциями Сири, а этот гипотетический зритель придумал ей характер, чувство юмора, какие-нибудь истории закадровые - и для него(нее) она живая и безусловно симпатичная, потому что ее качества заведомо были симпатичными, а никаких других нам не показали.

интересно, прав ли я.

@темы: dis, offtopic

Комментарии
12.04.2019 в 15:43

Schoenheit von Soho / A nagy rajongas
Интересное наблюдение!
Я тоже не фанфикер (типа 1,5 фика по Треку за 17 лет треккерства :)), и тоже не люблю придумывать за авторов то, что мне не показали - исключение только для открытых финалов у полюбившихся героев.
Мне еще кажется, что фики любят писать те, кому важнее про отношения и всякие персонажные заморочки, а не про сюжет и историю - потому что фйиков про сюжет и историю процентов 5% от общего числа, где персонажи друг в друга влюбляются, страдают и далее в зависимости от рейтинга. Вот и у Дискавери не очень получается в сюжет, логику и идею, а зато персонажных страдашек - хоть лаптем ешь.
12.04.2019 в 16:45

Автор Кто (с). Галлифрейский зеленый змий. Хожу по комментам и холиварю за еду.
это, конечно, мило, но фанфикшн, как мне кажется, не совсем о том, чтобы сесть и написать просто еще одну серию.
А почему нет? Это обычный нормальный дженовый фикшен. Почти все изданные книжки по Треку к нему относятся.

Полагаю, в числе авторов по Дискавери превалируют те, кто либо пишет про героев, либо пытается исправить завернутый авторами звездец. А сюжеты куда лучше ваять по ТОСу или ДипСпейсу, там почва благодатнее.
12.04.2019 в 17:05

Говорят: "Начни с себя" — я убил в себе Империю (с) //Ещё немного и искусство станет настолько приличным, что перестанет отражать жизнь (с) Волк
Я не пишу по дискавери, потому что для меня там нет лакун, которые надо заполнять. Там черная дыра. Заполнять черную дыру неинтересно. Я люблю писать пропущенные сцены и про события так же, как про взаимодействие персов, и для меня нет комплимента приятней, чем "как-будто еще одну серию посмотрел" . И, да, фикрайтер с сотнями текстов и 15летним стажем(с перерывами).
Единственно, с чем соглашусь: лакуны я заполняю автоматически, но больше про объектные элементы, чем субъектные. Субъектные мне надо помогать, я заполняю их лучше в общении, за что и люблю фандомное общение.
12.04.2019 в 17:17

Там черная дыра. Заполнять черную дыру неинтересно.
+1
Про нее и читать не интересно. В маленькой лакуне хороши найденные причинно-следственные связи с последующим эпизодом, а в черной дыре может происходить что угодно и происходит оно исключительно в голове у фикрайтера, на экране этого не видно.
12.04.2019 в 17:52

make it so
Larisch, мне кажется, персонажные страдашки тоже надо додумывать в Дискавери. из нормально показанных там только Стамец с Колбером, а прочее либо wtf (примерно вся линия Бернэм), либо ни о чем (примерно вся линия Спока), либо никак (Тайлер и Л'Релл).
вам, как я понимаю Дискавери не очень?

Мегана, вот мне никогда не хотелось сюжетов по TOS или DS9, потому что мне в них - особенно в DS9 - всего хватает. и это важная причина того, почему вообще Трек - это "мой" канон. а книжки по Треку разные. какой-нибудь A Stitch in Time - вообще не "еще одна серия", и таких не так уж и мало (хотя настолько удачных, по-моему, больше нет).
вам тоже Дискавери не доставляет?

nenorma, про "черную дыру" - метко. однако же есть много людей, которые считают, что там внутри целая вселенная - и мне интересно, как это коррелирует с тем, фикрайтеры они или нет. вы - да, но вам - мимо. возможно, моё предположение неверно! :)

Мошка*, а вы ведь тоже фикрайтер? я совсем, увы, не хожу по трек-фандому, поэтому не знаю, кто пишет, а кто - нет.
12.04.2019 в 17:54

Schoenheit von Soho / A nagy rajongas
tng fan, не очень :)) Ну то есть я не могу сказать, что ужас-ужас-все-плохо-какой-кошмар, если убрать Бернам то даже приятно смотреть, есть и хорошие моменты, к5оторые очень нравятся. Но в целом очень не вытягивают лично для меня по многим местам - и по сценарию, и по раскрнытию персонажей. У меня в последнем посте как раз дискуссия развернулась про то, что нравится, что нет...
12.04.2019 в 17:56

Schoenheit von Soho / A nagy rajongas
tng fan, (совсем оффтоп)
читать дальше
12.04.2019 в 18:31

make it so
Larisch, да, посмотрел ваш последний пост и в целом совершенно согласен. сам я решил, что третий сезон я смотреть, наверное, не буду, а этот уже досмотрю.

читать дальше
12.04.2019 в 18:40

tng fan, я читатель с 12-летним стажем ) Несколько фиков/артов у меня были, но очень давно, и если бы я начала опять писать/рисовать, то точно не по Дискавери. Хотя сериал я смотрю и смотреть буду всё, что там наснимают, но творческих порывов он не вызывает.
12.04.2019 в 18:54

make it so
Мошка*, ага, понял. хочется списать на границу между читателем и писателем! :)
ну вот я сейчас говорю и верю, что не буду смотреть третий сезон, а в реальности кто ж его знает-то. as a creature of free will, do not be tempted into futility и всё такое.
12.04.2019 в 19:15

Автор Кто (с). Галлифрейский зеленый змий. Хожу по комментам и холиварю за еду.
tng fan, мне в ДипСпейсе много чего не хватает: в частности, я бы посмотрела еще стопиццот серий :-D И не в плане романтики, а именно еще сюжетов с любимыми персонажами. Поэтому сагитировала каст подумать в сторону аудио БигФиниша, поэтому пилю постканонный кроссовер сейчас. Я хочу развития интересных мне тем, идей и ситуаций. И я настолько упорота, что готова додавать себе сама :-D
Дискавери я не смотрю вообще, я люблю сериалы с остроссоциальной или политической тематикой, инопланетные грибы меня не интересуют.
12.04.2019 в 19:15

И тут в иллюминатор постучали...
tng fan, ну, про меня то уже все ясно)) Нравится и Диско, и писать нравится, и прописывать сюжеты нравится, и про отношения тоже. (Правда, читателей, конечно, меньше на порядок, как все набегали на малейший текст по ТОС-Ребут, так даже не пытаются читать по Диско, ну и ладно, оно все равно живое и для себя сделано, а не для других).

А с Ненормой не соглашусь, но она в курсе ))) Черная дыра, лол! Не могу сказать, что все четко и увязано, и науку никто не пинал в Дискавери, но у меня нет претензий к сценаристам, мне нравится история, которую они рассказывают.
12.04.2019 в 19:20

The paragon of lame (c)
Там черная дыра. Заполнять черную дыру неинтересно.
Тоже плюсану.
Условно говоря, одно дело - вставлять в слова пропущенные буквы, другое - пытаться из букв ж, о, п и а сложить слово "вечность". Второе как фикрайтера меня не вдохновляет совсем)
12.04.2019 в 19:26

make it so
Мегана, не, ну так-то мне не хватает в ДипСпейсе нормального 7 сезона - и да, 8го и 9го. вы сагитировали каст? вот это да! расскажите! и с чем кроссовер?

allayonel, а вот про читателей верно. ребут фактически создал дайри-фандом, но вот Дискавери никак не способен его оживить.

Die Glocke, ага, и у вас значит, есть пределы, за которыми начинается черная дыра. ужасно интересно, от чего это зависит!
12.04.2019 в 19:55

Infinite Diversity in Infinite Combinations
Я только с просмотром Дискавери стала писать столько, чтоб могла себя назвать фикрайтером. Он вдохновил на истории об отношениях, науке и приключениях. Вот только я, видимо, фиговый райтер, что мои фики мало кто читает, только такие же горящие по Диско полтора человека. Я и доктора Калбера уползла по науке, и спасла Дискавери от захвата клингонами, и даже в будущее отправила за год до того, как это стало каноном. Я люблю играть в фантастику, сосредотачиваясь на биологии и химии, эволюции и прочем. И это оказалось интересно только мне. На порно с Кирком ко мне набегали больше, бгггг.
В общем так. Я полюбила Дискавери раньше, чем села писать фики. Сериал вдохновил меня. Я влюбилась в персонажей: в сильных женщин, не боящихся плакать мужчин, странных существ, гениальных учёных и просто работяг, коих всегда больше, чем главных героев, но бех них и их работы не будет платформы, на которую встанут герои, чтобы спасти мир...
12.04.2019 в 20:09

make it so
HardRain, ого, да вы просто отличный сериал смотрите! я даже немного завидую :)
а насчет "фиговый райтер" - не знаю, что и как вы пишете, конечно же, но рейтинг всегда интересует людей больше, чем не рейтинг же.
12.04.2019 в 20:18

Infinite Diversity in Infinite Combinations
tng fan, у меня прекрасный сериал. И грибы отборные.))))) И я б вообще смотрела б сериал, где гг - люди вроде Стамеца, Страала, Тилли, По и Рено. Про космос и науку.
А про тех же персонажей мостика мы щнаем ровно столько, сколько когда-то знали про Ухуру в ТОС. Или про Чепел. Мы даже имен их не знали! Толком лишь триумвират был прописан. И никому не жало, ТОС до сих пор самый трековский трек.
12.04.2019 в 20:30

make it so
HardRain, ну я не знаю, как вы, а мы их имена знали с первых серий. и даже Райли. а насчет "самого трековского трека" см. мой ник :)
12.04.2019 в 20:49

Infinite Diversity in Infinite Combinations
tng fan, не-е, Ухура весь ТОС проходила безымянная, имя потом появилось, то ли в книгах, то ли в полнометражках, а в ребуте уже официально Нийотой поименовали. Про Чепел — не помню, тут не буду спорить.
12.04.2019 в 21:02

make it so
это вы сейчас смеетесь, я надеюсь? Имени "Ниота" да, не было, но "Ухура" была всегда, и это было важно для Родденберри, потому что "Ухуру" значит "свобода". сестра Чепел сразу была сестрой Чепел.

вот про Ухуру рассказывает она сама.
www.youtube.com/watch?v=cfLNZBjc5bY
12.04.2019 в 21:05

Автор Кто (с). Галлифрейский зеленый змий. Хожу по комментам и холиварю за еду.
tng fan, строго говоря, сагитировала я Чейз Мастерсон :shuffle: А она уже собралась агитировать остальных. Просто Чейз в БигФинише уже несколько лет - играет главную роль в одном из аудио-спиноффов к расширенному "Доктору Кто", так что ей не нужно объяснять, что это и как это (кстати, сценарии у "Виенны" отличные!).
До меня почему-то мысль сделать аудио по ДС9 никому в голову не приходила, хотя в БФАшных интервью и подкастах Чейз частенько сериал упоминала. Но идея ей очень понравилась, говорит, что другие актеры в большинстве точно согласятся как минимум, Сиддиг уже тоже был в БФА. Разве что Эйвери Брукса будет сложно затащить, но тут, сказала я, у нас есть железобетонный аргумент из канона: Сиско где-то там с Пророками. А если записывать какой-нибудь приквел про баджорскую оккупацию или что-то в этом духе, так он вообще там и не нужен :-D Короче, пока Чейз пообщалась с одним из главных людей в БФ, Ником Бриггзом, а он, как мне тут на хвосте сорока донесла, оказался по совпадению диким фанатом ДС9, так что согласен авансом. Более того, БФ уже пытается выйти на трековскую франшизу: пока записали аудио по - я так понимаю, это новеллы? - нечто под названием "Прометей". Проблемы могут быть с получением лицензии, но тут Чейз мне сказала, что знает пару человек, которые могут реально дать старт проекту. Обещала держать в курсе. Пока молчит, но надежду я не теряю, потому что Бриггз, как оказалось, идею помнит и лелеет.
Считаю, что как честный фанат я сделала всё, что могла, так что теперь со спокойной душой тихонько пилю свою нетленку. Кроссовер планируется с расширенным каноном "Доктора", уж очень мне хочется столкнуть альфа-квадрант и Доминион с несколькими таймлордами :) Добавить к мегаразборкам в космосе еще и разборки во времени. Увы, пока не знаю, вытяну ли такой масштаб, но "не теряю надежду"-2 :-D
12.04.2019 в 21:08

Infinite Diversity in Infinite Combinations
tng fan, так я и имею ввиду, что она «Ухурой» проходила, а имени «Ниота» не было.
12.04.2019 в 21:20

камешек в космосе
Зашла на огонек поддержать коллег allayonel и HardRain и высказать свое мнение, безусловно – субъективное, но ведь и сериал – не научное исследование, и это нормально, когда мы его воспринимаем через совершенно личную призму опыта и переживаний. И да, я смотрю офигенно прекрасный сериал.

Для начала хочу сказать, что Диско я начала смотреть практически сразу по мере выхода с 1 сезона, но что-либо писать по нему - только более года спустя. Рисовать стала сразу, но все же больше всего – связанные с каноном вещи. Может быть, мне нужно было время «устаканить» канон в голове. И мне интересен фанфикшн (в общем-то и фанарт) не только, как здесь выражались для «заполнения дыр», но даже в большей степени как собственный анализ ситуации, возможные вариации событий или вообще альтернативные вселенные. Не вижу ничего плохого в «дописании историй в духе еще одной серии», для меня это прекрасный способ продлить/расширить сериал в своей голове (это касается разных фендомов).

Я всем сердцем люблю ТНГ, и раскрытие самых разных персонажей – одна из наиболее веских причин. И это мне никак не мешает любить ДСК, скорее наоборот. Я вижу и тут разных, интересных персонажей и их взаимодействие. Мало прописанные? Ну что ж, что как ни крути, влияет длительность экранного времени. Как много мы узнали о персонажах ТНГ в течение, скажем, первого сезона (а он длиннее на десяток серий, к слову)? Что мы узнали к тому моменту, например, о Ла Фордже? Да, позже была масса интересных вещей (и я очень люблю этого персонажа), но далекооо не сразу. Как долго мы считали Луаксану просто фриковатой дамой, до того как нам рассказали о ее трагедии в прошлом? И масса других примеров. Того же Пикарда по-настоящему развивали далеко первых серий. А еще я считаю, что раскрытие персонажей – это не столько рассказ об их привычках, семьях или традициях, - поведение в критических ситуациях показывает их суть не меньше (а вот этого в ДСК хватает), и это – мои причины их любить.

Про ТОС, как уже упоминали, я вообще молчу – кроме триумвирата там не прописан никто (разве что гротескными штрихами вроде бабушек из Ленинграда или любви к шотландскому виски) и даже не ставилось таких задач. Нет, я не хейчу ТОС, он по-своему важен для меня, но не является эталоном «трековости» от слова совсем. (ТНГ, если что, является).
Итого – да, я бы очень хотела для ДСК больше экранного времени. Но в том, что дают сейчас я уже нахожу для себя очень много. Если персонажи и сюжеты никак не находят отклик в вашем сердце, я полагаю, это не проблема сценаристов, режиссеров, актеров и т.д. Возможно, это просто не ваше? И это не плохо. И не хорошо. Трек настолько широкий фендом, что, мне кажется, каждый может найти по-настоящему свое.
12.04.2019 в 21:20

make it so
Мегана, о, это очень круто! да, Эвери Брукс живет в параллельном мире и в реальности тоже :)
слушайте, это очень интересно! прямо вот да. хочу closure!
про кроссовер тоже. я знаю кроссовер Доктора с TNG, а вот с DS9... даже сложно представить, масштаб, конечно, колоссальный!

HardRain, так а при чем тут имя? Пеле не становится менее классным футболистом от того, что у него на майке не написаны имя и фамилия, а написано только "Пеле".
12.04.2019 в 21:31

make it so
svebara_zelena, это всё правда, и первый сезон TNG - то, что заставляет меня продолжать смотреть Дискавери и давать второй, третий, пятый шанс многим сериалам. некоторые из них я дико люблю серии этак с седьмой, а до седьмой серии смотреть было тяжело. например, это касается Elementary. (Луаксану, кстати, я люблю с первой же серии, если что, Родденберри играла ее так, что по ней видно было, что она не просто фриковатая дама.)

проблема тут в другом немного. сейчас снимают совсем иначе. и об экранном времени, и о концепции, и о персонажах ребята полностью осведомлены заранее. особенно когда уже второй сезон заказан. и мне как раз первая половина первого сезона очень нравилась. а вот после попадания в миррорверс как будто что-то щелкнуло в сценариях и диалогах, и с тех пор пару раз перещелкивало обратно, но не задерживалось.

и да, это не моё - я же постоянно об этом пишу. перед всем, что я утверждаю, имеет смысл ставить огромный плакат: "это моё личное мнение". потому что это оно. для меня эти сценаристы плохи потому-то и потому-то. для меня это не работает. для меня это черная дыра, да.

но при этом мне интересно, для кого работает, вот и всё. я не думаю о вас ни хуже, ни лучше из-за того, что вам нравится Дискавери. мне вообще такое нравится, что страшно признаваться :) просто интересно, почему для одних работает, а для других - нет. у меня было предположение, как я говорю выше. похоже, оно ошибочное - ну что ж, так бывает.
12.04.2019 в 22:11

Самым главным доказательством существования разумной жизни во Вселенной является то, что ещё никто не пытался с нами связаться. (с) Bill Watterson
Если мне склероз не изменяет, насчёт Ухуры есть одна тонкость. "Ниоты" не было, потому что сначала планировалось, что Ухура - это имя, а фамилии нет вовсе. А много лет спустя передумали.

И проблема не в том, что зрители, возмущенные непрописанностью персонажей, хотят, чтобы прописывали всех до последнего рядового. Нам скорее не нравится, что сценаристы сами не в состоянии определиться, кто у них мебель, а кто пусть изредка, но заслуживающий внимания персонаж. В эпизоде с той же Эйриам нам устроили много душещипательных моментов, а потом и красивые похороны, как бы намекая, что мы должны проникнуться и поплакать. Но многие не прониклись вовсе, потому что полтора сезона она была просто мебелью с мостика и никаких поводов хоть как-то к ней привязаться нам не давали. И за этот эпизод мы тоже к ней привязаться не успели и чувствовали себя непрошенными свидетелями чужого горя. В упомянутом ТОСе сразу определились, что Кирк, Спок и Маккой главные и про них всегда будет больше, чем про остальных. Остальным отвели вторые и третьи роли и никогда от этого принципа не отказывались.

Что касается утверждения, что любители разновидности фанфиков из серии "missing scene"/"missing episode", должны любить "Дискавери" за громадный фронт работ... ИМХО, для этого надо иметь любовь к написанию такого рода вещей на грани зависимости. Чтобы прямо профдеформация у человека была: смотрит он, значит, сериал и на автопилоте отмечает моменты, куда можно вклиниться. И тогда после окончания сезона с воплями "Опять нет повода не выпить не написать фанфик!" побежит писать "missing season(s)".
Обычно всё-таки пишут, потому что канон на что-то вдохновил. А вдохновить он может на что угодно, не обязательно на missing scene.
Ещё вариант, когда объём ненаписанного может привлечь - это когда хочется замутить нечто масштабное с участием большого количества персонажей, в том числе и знакомых, но чтобы всё придуманное канону не противоречило в деталях. И вот отсутствие по большому счёту этих деталей у второ- и третьестепенных персонажей позволяет их использовать как угодно.

Если же ничего из перечисленного не подходит, то лично я бы не советовала браться за missing scene по "Дискавери". Особенно тем, кто любит вписываться в рамки канона, чтобы написанное по возможности не противоречило ни одному из сериалов, если только это противоречие не существует в каноне (как изменившаяся внешность ромуланцев, те же то запрещенные, то разрешенные генетические эксперименты и т. д.). (А работа над missing scene, кстати, нередко предполагает умение вписываться в канон). Это будет крайне неблагодарная работа в силу того, что в "Дискавери" есть вещи, которые противоречат остальным сериалам или никак не прописаны. Причём так, что нередко это игнорировать невозможно никак. И вам придется либо - подобно сценаристам - делать вид, что так и надо; либо не заострять на этой вещи внимание читателя, либо старательно изворачиваться, придумывая вменяемое объяснение для такого явления. В последнем случае в шапке фика рядом с "missing scene" надо будет ещё и ставить "missing common sense". В результате в процессе написания десятой по счёту "Войны и мира" по "Дискавери" можно будет возненавидеть сценаристов за то, что они позволяют себе халатно относиться к некоторым вопросам, при этом их писанину снимают, считают каноном и платят деньги за работу. Конечно, свою долю помоев они за промахи получают от благодарных зрителей, но вы-то из всего перечисленного можете рассчитывать только на помои, если и сами где-то напортачите. Так что чтобы не было так обидно заполнять "чёрную дыру" (с), лучше сперва поинтересоваться, нельзя ли влиться в компанию писателей, которые пишут книжки по "Дискавери". По крайней мере, так ваш фанон будет считаться более важным, плюс его напечатают, плюс заплатят. =)))

:ps: Сама я фанфики почти никогда не писала, больше вычитывала или вела душевные разговоры о каноне с целью выяснить, не может ли автор куда-нибудь удачно вклиниться со своей идеей. =)
12.04.2019 в 22:40

И тут в иллюминатор постучали...
Но вот интересно, с большим интересом смотрела Дип Спейс, полюбила Вояджер, но не смотря на огромный фронт работ для фикрайтера, там мне не хочется писать ничего. А в Диско хочется. Не Войну и мир, как выше говорилось, точечно, короткие истории, зарисовки - но, безусловно, попадают показанные персонажи во что-то внутри, а ДС9 и Вояджер не попадают (я именно про желание написать). Может быть, если бы я смотрела эти сериалы в процессе выпуска, то тоже горела бы, но сейчас, когда на полке стоит куча сезонов с разными историями на выбор, ничего не хочется там сказать (и пересматривать не хочется, хотя прекрасно играют и сюжеты восхитительные). Так что, наверное, тут все же не завязано на фикрайтерстве. Либо заходит, цепляет внутри, переживаешь за героев, либо нет. И тут уже просто вопрос личных пристрастий.
12.04.2019 в 23:26

У всего есть обратная сторона. Кроме ленты Мебиуса и бутылки Клейна.
Не фикрайтер. Треккер со стажем (27 лет). После четырёх серий плюнула и больше не грызу. Я не увидела командной работы экипажа. Там капитан с системой управления "разделяй и властвуй". А я уже TOSом балованная. Ну и Майкл... одно сплошное недоумение. Как можно смотреть историю, в которую не веришь?
12.04.2019 в 23:37

Schoenheit von Soho / A nagy rajongas
Огника, это вы про первый сезон? Там капитан как раз супер-логично объяснен, не противореча "духу трека" - одна из тех немногих вещей, которая в Дискавери очень тонко прописана. Во втором сезоне капитан совсем другой - вторая из тех вещей, за которые можно любить Дискавери. Но поскольку в целом там таких вещей меньше, чем в другом треке, не буду настоятельно советовать смотреть :)
13.04.2019 в 00:16

HardRain, И я б вообще смотрела б сериал, где гг - люди вроде Стамеца, Страала, Тилли, По и Рено. Про космос и науку.
Да, сто раз да!! :friend:

Огника, Там капитан с системой управления "разделяй и властвуй".
Да, и это найдет свое объяснение, смотрите дальше!